Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Палеолитические "венеры": попытка докопаться до истины.

Оригинал взят у ltraditionalist в Палеолитические "венеры": попытка докопаться до истины.
В продолжение поста Палеолитические "венеры" - это не портреты живых женщин.

палеолитические венеры

Сегодня мне пришло в голову сравнить статуэтки палеолитических "венер" с современными статуэтками Будды.

статуэтка Будды

Почему Будда такой "жирный"? Ведь на древних статуэтках он выглядел совсем по-другому. Вот, например, статуэтка III века н. э. из современного Пакистана:

Древняя статуэтка Будды

По-видимому, метаморфоза с изображением Будды произошла в Индии под влиянием праведической богини Ладжа Гаури. Её живот обычно выдаётся, её груди как две дыни.

Ладжа Гаури

Ладжа Гаури (прорисовка)

Голова Ладжа Гаури обычно является цветком лотоса, основным символом как материального, так и духовного благосостояния (интересны сегодняшние изображения популярной Богини Лакшми – покровительницы богатства и материальной обеспеченности – также изобилующие водой, горшками и лотосами.)



Фото: Олег Титяев. Модель: Олеся Бондаренко. "Все бутафорские украшения сделаны по индийским изображениям богини Лакшми. Выдержана и цветовая гамма, характерная для индийских рисунков." С сайта: www.durasova.ru

Кстати, у того же автора, Олега Титяева, имеется фото под названием "Беременные эльфы":

Беременные эльфы

Это всё к пониманию образа "жирного" Будды и палеолитических "венер".

При этом, конечно, ошибутся те, которые по современным изображениям Будду попытаются доказывать, что и древний, оригинальный Будда был таким же "жирным". К сожалению, со временем первоначальные смыслы "выветриваются" и профанируются до неузнаваемости. Так же случилось и с богиней Лакшми.

Давайте для начала посмотрим на изображение амулета для защиты жилья Sheela-Na-Gig.

амулет для защиты жилья

Изображение Шила-На-Гиг было найдено в старой ирландской церкви, построенной до 16-го века. Вполне вероятно, что подобные изображения украшали двери и других храмов, но в ханжескую викторианскую эпоху всё было испорчено или вовсе уничтожено. Кельты обычно защищали дверные проёмы изображениями женских гениталий. В некоторой степени эти изображения походят на те, что до сих пор украшают индуистские храмы. Там, кстати, принято, чтобы посетитель облизал палец и дотронулся до йони  (на удачу).

А теперь подумаем: почему кельты отпугивали злых духов изображениями женских гениталий?


Я уже писал в "Душа" и "птица" - слова женского рода, что женщина — «вместилище душ», принимающая, хранящая и воспроизводящая их. Все люди вышли из материнского чрева. Но почему бы не представить себе могилу как чрево Матери - Земли, в которое возвращается человек после смерти? Видимо, именно так древние это себе и представляли. Мать - Земля амбивалентна: она не только Мировая Вульва, через которую всё происходит на свет, но она же - и могила, принимающая в своё лоно всех - насекомых, животных, людей и богов. Именно этим, негативным аспектом "вульвы с зубами" и пугали кельты духов.

Теперь обратимся к поселению в Пакистане, которое предшествовало Хараппской цивилизации в долине Инда. Там найдены женские статуэтки, датированные около 3000 г. до н.э. Эти статуэтки могли использоваться в древнем религиозном культе. Сходство с богиней Ладжа Гаури и палеолитическими "венерами" на лицо. Голова и конечности едва обозначены, а части тела, которые имеют отношение к деторождению - гипертрофированы.

статуэтка 1

статуэтка 2

Но тут, как мы видим, у статуэток птичий клюв. Значит, это не люди, а духи. Точнее, духи умерших людей. Почему же они все такие "жирные", как Будда? Видимо, в них проявилось Божественное Откровение, данное людям: не бойтесь умирать; умирая, вы идёте туда, откуда родились; умирая, вы возвращаетесь к своей Матери.

В Сибири, "на полу жилищ в Мальте и Бурети, в том числе непосредственно около очагов, вместе с женскими статуэтками лежали вырезанные из бивня мамонта фигурки летящих водоплавающих птиц — уток или гагар. Фигуры эти поражают стереотипным единообразием формы, своего рода устоявшейся, канонически неизменной манерой, в которой они выполнены. Это совершенно одинаковые, стандартные изображения: у всех короткое и массивное туловище, четко моделированная маленькая головка на длинной, напряженно вытянутой вперед шее, крылышки  всегда маленькие и округлые. Весь облик фигурок показывает, что птицы изображены в движении, в стремительном полёте".

Вот оно что! Эти "венеры", скорее всего, были изображениями умерших любимых людей.


Ласко. Франция. Поздний Палеолит. Бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – его душа.

Вот здесь может быть после мужа-охотника пришла в пещеру жена, убитая горем, и нарисовала на стене картину в вечную память о любимом. Так же, в свою очередь, наверно делали и мужчины, когда умирали их любимые жёны.

У нас есть одно косвенное подстверждение этой догадки. Дело в том, что образ жизни алеутов и эскимосов XVII - XVIII веков, обусловленный суровой арктической природой и охотничьим хозяйством, обнаруживал наибольшее сходство с бытовым укладом верхнепалеолитических охотников приледниковых областей Европы и Азии. Так вот, в остатках древних эскимосских поселений
иногда встречались женские фигурки, вырезанные из дерева и кости, поражающие своим сходством с палеолитическими.


Этнографы установили, что подобные изображения создавались, как правило, тогда, когда умирал любимый человек. Этим "куклам" давали имена умерших, души которых хотели почтить и удержать в семье. По мнению эскимосов, душа человека и его имя находятся в неразрывной связи и составляют одно целое. Иногда в этих фигурках делалось углубление, куда вкладывали волосы покойника, имеющие, по представлениям эскимосов, частицу души. Таким образом, эти "куклы" оказывались вместилищами душ и магическими двойниками умерших среди живых сородичей. И с этими "куклами" играли эскимосские девочки, спали с ними. Может быть они использовались и в инициациях девочек-подростков. Эти "куклы" были не только игрушками, они имели и значение амулетов, переходивших от матери к дочери как залог её плодородия. Заключённая в кукле душа покойного сородича, по понятиям эскимосов, переходила в тело женщины и возрождалась затем к новой жизни. Она считалась, таким образом, одновременно и душой умершего родственника, и душой будущего ребёнка. После рождения нового ребёнка с душой умершего родственника, "кукла" разбивалась. Много разбитых "венер" находят и на палеолитических стоянках. Например, про костёнковские "венеры" Википедия пишет: «У фигурок из известняка намеренно отбиты головы и ноги, повреждены грудь и живот».

Tags: Дары Макоши, теория метода, традиция
Subscribe

  • Обучение Позитивной куклотерапии

    Один раз в год авторы методики Владимир Слабинский, к.м.н. и Надежда Воищева, к.пс.н. проводят в Санкт-Петербурге программу повышения квалификации…

  • Наталья Бехтерева о счастье

    «Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность — то-то будем довольны! А запомнится навеки другое — как…

  • Встреча с Мастером

    Встречи с Мастерами - это настоящая роскошь. Например, про то наше посещение уважаемого профессора Андрея Владимировича Гнездилова можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments